Повседневная пища населения юга Pеспублики Молдова: лексико-этнографические параллели
Închide
Articolul precedent
Articolul urmator
1191 2
Ultima descărcare din IBN:
2023-12-01 21:51
SM ISO690:2012
НИКОГЛО, Диана. Повседневная пища населения юга Pеспублики Молдова: лексико-этнографические параллели. In: Viaţa cotidiană în spaţiul Est-European din cele mai vechi timpuri până în prezent: abordări interdisciplinare, Ed. 1, 30 octombrie 2018, Chișinău. Chișinău, Republica Moldova: Institutul Patrimoniului Cultural, 2018, pp. 92-93. ISBN 978-9975-84-058-3.
EXPORT metadate:
Google Scholar
Crossref
CERIF

DataCite
Dublin Core
Viaţa cotidiană în spaţiul Est-European din cele mai vechi timpuri până în prezent: abordări interdisciplinare 2018
Conferința "Viaţa cotidiană în spaţiul Est-European din cele mai vechi timpuri până în prezent: abordări interdisciplinare"
1, Chișinău, Moldova, 30 octombrie 2018

Повседневная пища населения юга Pеспублики Молдова: лексико-этнографические параллели


Pag. 92-93

Никогло Диана
 
Институт культурного наследия АНМ
 
Disponibil în IBN: 10 noiembrie 2018



Teza

Общеизвестно, что территория Республики Молдова условно делится на три этнографических зоны: северную, центральную и южную. Если в северном и центральном ареале присутствуют две этнических традиции – восточно-романская (молдаване/румыны) и восточнославянская (украинцы и русские), то в южной зоне, кроме перечисленных, проявляется и балканская традиция, носителями которой являются тюркоязычные гагаузы и болгары. В этой связи исследователи говорят о формировании южно-бессарабского этнокультурного комплекса, обладающего специфическими характеристиками. Данная специфика проявляется во всем комплексе традиционно-бытовой культуры, в том числе и в традициях питания, в частности в повседневной пище. Ввиду того, что у всех этнических общностей юга Молдовы, разных по происхождению, традиционным занятием было земледелие в сочетании со скотоводством (животноводством), у них сформировались общие, типологически схожие элементы в системе питания. Повседневной пищей являлись каши из различных круп, главным образом из пшеничной (молд./рум. – terci; гаг. булгур, каша; болг. булгур, каша; укр. кулиш), затирухи из муки (молд./рум. fricaţei; гаг. uuma corba; болг. триеница; укр. затирка, клецки), пресные или дрожжевые лепешки (молд./рум. turtă; гаг. corek, pita; болг. пита, укр. коржi), мучные изделия с начинкой (молд./рум. ghiozlomeli гаг. gozlema; болг. гизлеми) и др. Среди жидких блюд также существуeт типологическое сходство. Это прежде всего кислые супы с домашней лапшой (молд./рум. zeamă; гаг. zama; болг. чорба; укр. зама), приправленные кислым квасом, борщи с капустой и свеклой и др. Мясные блюда представлены различными видами жаркого (манджа, ихиния, жаркое), а также поджаркой (каурма, кавурма, каварма, каварма). Кроме этнографических и лексических параллелей наблюдаются и локальные различия. Так, в чешском селе Хулубоая Кагульского района среди молдаван и украинцев приобрели популярность такие традиционные чешские блюда из повседневного меню как кнедлики (клецки с капустой) и полевка (вид супа). Традиции питания гагаузов, болгар, украинцев и чехов обогатились под влиянием молдавской кухни, что отразилось главным образом в лексике, а также в заимствовании некоторых видов пищи. В результате взаимовлияния данных традиций на территории юга страны сложился своеобразный южно-молдавский вариант системы питания населения всей Республики Молдова, обладающий своей спецификой. При этом традиции питания южных молдаван обнаруживают гораздо больше сходства с таковыми у болгар, гагаузов, украинцев, нежели с особенностями питания молдаван, проживающих в северной и центральной этнографических зонах.